Усадьба Демидовых в Одессе - это загородная резиденция семьи, возведение которой датируется концом XIX - началом XX века. Как утверждают некоторые исторические источники, князья Сан-Донато приобрели земельный участок в Одессе для строительства особняка не только из ностальгических соображений (итальянский уголок у моря должен был напоминать о любезной Демидовым Авзонии), но и по причине заботы о здоровье детей (одна из дочерей страдала болезнью легких, и ей был необходим морской воздух).Род  богатейших российских предпринимателей Демидовых, заводчиков и землевладельцев, выдвинулся при Петре I благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале.

  Родоначальником рода считается  Демид Григорьевич, который происходил из государственных крестьян. Он приехал в Тулу из села Павшино и занялся кузнечным делом, т.е. стал «оброчным кузнецом». С 1672 года  Демид уже  трудился кузнецом при тульском оружейном заводе.  У Демида Григорьевича было три сына. Никита, Семен и Григорий. Самым  предприимчивым в семье оказался старший – Никита. Искусно приготовленные им образцы ружей так  понравились Петру I, что он сделал Никиту Демидовича поставщиком оружия для войска во время Северной войны, которую тогда вела Россия. Ружья Демидова были значительно дешевле заграничных,  но одинакового с ними качества. За сравнительно короткий срок Демидовы сумели превратить свои заводы в крупнейшие и образцовые предприятия империи, где не только плавили чугун, медь и делали железо, но и изготавливали башенные и столовые часы, инструмент, металлургическое оборудование, котлы, трубы, якоря и разнообразную посуду. «Таких заводов не токмо в Швеции, но и во всей Европе не обретается!», - отмечалось в указе от 19 января 1726 года. Уральский металл с заводским клеймом «Старый соболь» уже в XVIII веке стал экспортироваться в Европу, а затем и в Америку. Его покупала даже Англия - многовековая монополистка в области металлургии.

  Семья Демидовых были известны своей благотворительностью. В библиотеке Ватикана до сих пор находится большое распятие из малахита работы уральских мастеров, подаренное Анатолием Демидовым Папе Пию IX. Неписаным девизом семьи были слова: «быть по возможности полезным человечеству сколь в своем отечестве, а также и в других местах».  А происхождение титула САН-ДОНАТО у семьи Демидовых таково: Анатолий Николаевич Демидов был страстным поклонником Наполеона Бонапарта. В 1841 г он женился на племяннице своего кумира, принцессе Матильде, дочери  младшего брата Наполеона -  Жерома.  Купив княжество Сан-Донато, близ Флоренции, Анатолий Николаевич стал называться князем Сан-Донато. Поскольку Анатолий Демидов умер бездетным, его состояние  перешло к Павлу Павловичу Демидову. Княжеский титул  Сан-Донато Павел Демидов получил в  1872  непосредственно из рук  итальянского короля Виктора-Эммануила II. Павел Павлович Демидов (1839 - 1885), окончивший юридический факультет Санкт-Петербургского университета, служил в парижском и венском посольствах, был советником губернского правления в Каменец-Подольске и позже киевским городским головой. От дяди он унаследовал титул князя Сан-Донато, утвержденный российским государем в 1872 г. В Италии, в пригороде Флоренции его семья владела двумя виллами, соответствовавшими классическим итальянским образцам: Пратолино и Сан-Донато. Проведя большую часть жизни в Италии, семья очень скучала по России. Это отразилось в строительстве православного храма во Флоренции, коллекционировании работ лучших российских художников. А по возвращении в Россию, они испытывали щемящую тоску по Италии. Наверное, именно этот факт нашел свое отражение в формировании образа усадьбы, построенной Демидовыми-Сан-Донато в Одессе для младшей дочери П. П. Демидова и Е. П. Трубецкой, Елены. Стиль зданий - неоклассицизм, манера выполнения фасадов достаточно строгая, но не настолько, чтоб казаться примитивно-упрощенной . Как лавровый венок венчал головы римских триумфаторов, так на верхнюю часть особняка будто бы возложен по периметру ряд гербов и скульптурных портретов выдающихся деятелей искусства, науки, политики разных эпох . Имена многих из упомянутых личностей даны на табличках под их барельефами; оставшиеся неназванными опознаны нами по особенностям костюма, наградам и облику в целом.

  Усадьба является своеобразной исторической «летописью». На ее стенах отображены картуши с гербами и маскароны личностей разных исторических эпох, оказавших наибольшее влияние на европейскую философию, культуру и политику. В этом здании просматривается не столько стиль времени, специальные приемы маститых архитекторов, сколько индивидуальность и личностное понимание истории, мира и своего места в нем.

 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.

 
  • Вниманию рекламодателей!
    Вниманию рекламодателей!
  • С 1 Декабря 2012 года Одесская киностудия проводит экскурсии для туристов ...
  • Аренда складских и офисных помещений помещений
    Предлагаются в аренду складские и офисные помещения ...